По большей части копипаста из скайпового разговора с
fanny_meleh. По большей части бессмысленно, бессвязно. И очень субъективно.
Небольшая историческая справка. Марк Чэпмен - убийца Джона Леннона. Суд в своё время признал его вменяемым, с чем я совершенно не согласна - он же поехавший, двинутый на всю голову.
Никак не могу не упомянуть Боуи в таком посте. Факт, который поразил меня недавно: если бы убийство Леннона провалилось, Чэпмен, по его собственному признанию, попытался бы убить Боуи. При себе у него нашли программку спектакля "Человек-слон", и имя Боуи в ней было жирно обведено чёрными чернилами. Это пугает. Возможно где-нибудь в параллельной вселенной всё было иначе.
Итак, 8 декабря 1980 года Чэпмен во второй раз приехал в Нью-Йорк с целью убить Джона Леннона. Я слабо представляю себе, как человек может выходить из дома с осознанием того, что вот сейчас он пойдёт и убьёт кого-то, но пытаюсь понять. Он провёл весь день у арки к дому Джона в компании с охотниками за автографами. Символично то, что на последней фотографии Джона был запечатлён момент, когда тот расписывается на пластинке своего убийцы. Вот она:
Джону осталось жить всего несколько часов.Джону осталось жить всего несколько часов.
Посмотрите на лицо Чэпмена на этой фотографии. Он смотрит на руки Леннона с восторгом, с удивлением, с недоверием. Он смотрит, как фанат.
Впрочем, он и был фанатом.
У него было классическое трудное детство - жестокий авторитарный отец, мать, которая любила младшего ребёнка больше, чем старшего, неприятие сверстниками, далее наркотики, периодическая жизнь на улице и первая попытка суицида. Живя в реальности, которая его не устраивала, он сплетал её со своими фантазиями, что помогало ему мириться с окружающим миром. Так, например, он воображал, что он повелитель маленьких человечков, живущих в стенах.
Он носил причёску как у битлов, играл каверы и собственные песни в группе таких же отверженных, стены его комнаты были увешаны постерами, он желал той же славы.
Когда ему было 15, Битлз распались. Это был первый удар.
Марк Чэпмен, ведомый, очень виктимный человек, не мог жить без идола, без преклонения кому-то и он пошёл лёгким путём, он пошёл к Богу. Как и к своему предыдущему увлечению, к этому он отнёсся максимально серьёзно. Вступил в ассоциацию молодых христиан, опустил волосы и путешествовал по миру как волонтёр. Во время одного из своих путешествий, в Ливане, он впервые столкнулся с насилием. Этот опыт поразил и испугал его в то же время, он долго не мог отделаться от ужасного образа у себя в голове, у него даже была аудиозапись той перестрелки, которую он часто слушал.
Марк предпринял несколько попыток поступить в колледж, но тяжёлые мысли одолевали его, он снова начал задумываться о суициде. Решив, что убьёт себя после путешествия на Гавайи, он так и поступил, но вторая попытка так же провалилась.
Лечение в психиатрической лечебнице пошло ему на пользу - он снова начал играть на гитаре и чувствовать гармонию с собой. Выйдя из лечебницы, вдохновлённый, он отправился в шестинедельное путешествие по миру, во время которого познакомился со своей будущей женой, японкой американского происхождения, как и Йоко Оно.
По возвращению в Америку он нашёл работу и некоторое время всё шло хорошо.
Но ему было 23, у него не было образования, славы, он ничего не добился в своей жизни. Зато у него была клиническая депрессия. Он чувствовал себя незначительным, бесполезным, но знал, что может сделать нечто большее. Он достоин лучшей жизни.
В переписке со своей подругой он подписывался как "Ловец во ржи". В главном герое этой книги он явно видел себя. "Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания" - так было написано на титульном листе "Над пропастью во ржи", которую он читал до прибытия полиции после того как выпустил в Леннона пять пуль.
В то же время он разочаровывается в Ленноне во второй раз в своей жизни. Он понимает, что Джон продался, коммерческая успешность и околополитические проекты кумира расстраивают его. Но это в меньшей степени служило мотивом убийства.
В 1980 году Чэпмен покупает пистолет и в ноябре едет в Нью-Йорк чтобы убить Джона, но не решается.
Пули, которыми он стрелял в Леннона - полые изнутри, разрывные. Такие не пробивают тело насквозь, они входят и разрываются на осколки внутри, нанося обширные повреждения внутренним органам.
Не знаю, осознавал ли это Чэпмен в тот момент, но его убийство носило в высшей степени ритуальный характер. В каком-то смысле в то время Леннон был, да, популярнее Иисуса. Идол, символ нескольких поколений, политическая фигура, не было человека, которому имя "Джон Леннон" не говорило бы ничего. Чэпмен знал, что это неправильно, что это он должен быть на месте Джона. Он крал славу. Не думаю, что процесс убийства принёс ему какое-то особое удовольствие, скорее он пугал Марка, но тот просто не видел иного пути.
"Да, я только что убил Джона Леннона".
Да, он убил Джона Леннона.
Это принесло ему славу, но не принесло удовлетворения, хотя в конце концов Марк Чэпмен добился того, что хотел. А потом про него сняли самый дурацкий на свете фильм "Глава 27", в котором Джона Леннона играл актёр, которого зовут Марк Чэпмен. Как иронично.